Как мы проследили раньше, ко времени прибытия джыйын молодые проходят
гражданскую регистрацию брака и имеют на руках свидетельство о браке.
Тем не менее, следуя традиционному стереотипу, стороны формально
совершают ритуал религиозного, иногда неверно называемого ("народным")
бракосочетания - так называемого "некях". В прошлом некях у карачаевцев,
как и у других мусульманских народов, совершался во время сговора, перед
тем, как условиться относительно калыма. С отменой калыма некях
приспособился к новой ситуации, сместившись ко времени свадьбы.
Процедура его в основном сохраняется в том виде, в каком она была
описана (31). Важнейшая отличительная особенность некяха в наши дни состоит в том, что
совершается он не обязательно эфенди: обычно это делает старший из
присутствующих на свадьбе. Никакого брачного контакта, как это положено
по шариату, при этом не совершается, и никакие записи не ведутся.
Впрочем, и в прошлом, как мы установили, работая в архивах, записей не
велось. Видимо, традиционно существовал только устный уговор. Как и
раньше, в церемонии совершения обряда сами молодожены не участвуют. Они
представлены их доверенными - по двое молодых людей с каждой стороны.
Совершающий обряд вместе с доверенными уединяются куда-либо в укромное
место и, взявшись за приставленные друг к другу большие пальцы двоих
доверенных, а иногда просто усадив их перед собою, троекратно спрашивает
о согласии на брак доверителей. Затем он произносит краткое
благопожелаяие молодой чете. В это время двое других доверенных стоя
разбивают какой-нибудь сосуд, уронив его на пол. Как видно, в сохранении
накяха мы обнаруживаем не отставание актуализации от вербализации, а
своего рода нравственный компромисс (32).
По поводу накяха обычно говорят и пишут, что молодежь к нему абсолютно
равнодушна. И обряд совершается в угоду старшим родственникам. Так ли
это: не выдается ли в накяхе религиозная традиция за народную,
национальную? В любом случае надлежащей борьбы с накяхом не ведется.
Да и сама процедура гражданской регистрации брака в ее торжественной
форме охотно принята повсеместно, но не получила достаточно устного
оформления. Она может проходить и в день переезда невесты в дом жениха,
и утром следующего дня, и несколько дней спустя. Вариации вызваны
различными объективными и субъективными причинами, главная из которых -
незавершенность становления современных свадебных обрядов. Немалое
значение имеет также забегание вперед в сценарных рекомендациях, которые
всецело исходят из идеалов всемерной модернизации, церемониала и слабо
учитывают реальные возможности актуализации этих идеалов.
Вернемся снова к джыйын. Его основная задача раскрывается в народном
выражении "къызны башына бош этиу" (освобождение девушки) путем ввода ее
в большой дом и демонстрации приданого (юй керек) и даров (берне). Что
же касается участия в свадебном застолье, то ему в настоящее время не
придается прежнего значения. Особенно приглашения в отдаленные селения,
требующие многочасовой езды, исключительно для того, чтобы посидеть за
праздничным столом, воспринимаются без особого энтузиазма.
Карачаевский "приводной стол" довольно расточителен. О пышности его
можно судить хотя бы по тому, что приглашается от нескольких десятков до
сотни гостей. Для приготовления одних только мясных блюд забиваются
специально выращенные бычок и несколько овец (валухов). Кроме того, для
устройства торжественного стола и снаряжения сыя заготавливаются десятки
килограммов сливочного и постного масла, выпекается несколько дюжин
праздничных пирогов (берекле, хычынла, чы-къыртла), закупаются торты,
пирожные и другие кондитерские изделия, фрукты, овощи, несколько мешков
муки, сахара и т. п. Оставшиеся от праздничного стола продукты (мясо,
масло, мед, пироги и т. д.) отправляются с джыйын (четеннге салыу), а
затем из оставшейся провизии докомплектовывается состав большого сыя
(уллу сый), или "юй юлюша" (букв, доля дома).
Добавлено (02.05.2009, 20:23)
---------------------------------------------
В связи с отходом от традиционной свадьбы следует рассмотреть и
устройство застолья в свадьбе, получившей в научной литературе название
"двойной" (27). Такие свадьбы у карачаевцев стали устраиваться в конце
1960-х и особенно участились в 1970-х годах, в связи с началом отхода от
консервативной традиционной свадьбы. Их новизна в том, что через
несколько дней после обычного свадебного празднества в доме родителей
новобрачного устраивается застолье для молодежи28. К этому дню обычно
завершаются церемонии, связанные со снятием обычаев избегания, и за
столом присутствуют как виновники торжества, так и родители
новобрачного, а иногда и новобрачной.
Как уже отмечалось выше, модернизация карачаевской свадьбы с отходом от
теневых сторон традиционной обрядности особенно заметна в селениях Мара,
Каменномост, Усть-Джегута, Чапаевское, Таллык и отчасти в селениях,
смежных с русскими станицами. Здесь особенно заметны сокращение всего
цикла обрядности, отход от скрывания жениха и невесты, изменение
характера "выводного" и "приводного" застолья при сохранении его единого
этикета, а главное - стремление к сокращению взаимных подарков родни
жениха и невесты и отход от уплаты "сговорных" денег. Таким образом,
новое все заметнее замещает устаревшее в традиционном свадебном ритуале.
Но в целом, как удачно подмечено исследователями этого процесса у
кабардинцев и балкарцев и как это относится и к карачаевцам, "в этой
области семейного быта вербализация несколько опережает актуализацию"
(29). Повсеместно мы сталкиваемся с тем, что идеалы, высказываемые
респондентами, далеко не совпадают с этнографической действительностью.
Поэтому вывод исследователей о том, что не новая, начисто лишенная
национальной специфики, а полутрадиционная свадьба с ее инновациями
полнее отвечает социально-культурным потребностям карачаевского
сельского населения, остается в полной силеКонечно, более
аргументированная оценка негативных и позитивных черт традиционной
карачаевской свадьбы и их устойчивости в зависимости как от исторических
корней, так и от современной социально-бытовой обстановки требует
углубленного этносоциологического исследования. Наши полевые материалы
отражают только более общую картину процесса трансформации. Попытаемся
проследить этот процесс на кульминационном этапе свадебного празднества.
Как уже было отмечено выше, ныне, в отличие от прошлого, карачаевская
свадьба длится один-два, редко три дня. На продолжительность празднества
существенное влияние оказывает церемония приема гостей из дома невесты
(джыйын; от джый - собирай, т. е. - группа). Этот прием является
кульминационным моментом лично-семейного свадебного ритуала карачаевцев,
предваряющим такие важные церемонии, как передача приданого, берне, ввод
невесты в большую комнату и снятие с нее покрывала, первая встреча
новобрачных.
Прежде джыйын прибывала спустя несколько дней после перевоза невесты:
требовалось время для собирания невестиного сундука. Теперь, в связи с
возросшим материальным достатком и общим сужением свадебного цикла, она
прибывает к вечеру того же дня, либо, чаще, на второй день, а при браке
уводом - в зависимости от хода примирения сторон. Сторона жениха
тщательно готовится к приему джыйын: заранее заготавливает мясо и другие
продукты для стола, приглашает в гости не только родственников, но и
зачастую множество соседей. Получившие приглашение семьи, за исключением
близких родственников, снаряжают по одному человеку от семьи, кроме
персонально приглашенных. В гости идут с подарками. В зависимости от
степени родства дарят от овцы до кондитерских изделий, гости из
отдаленных селений предпочитают давать деньгами. Подношения называются
"къол гырджын" (букв. хлеб рукам) и предназначаются для невесты и для
свадебного застолья.
Добавлено (02.05.2009, 20:25)
---------------------------------------------
При браке уводом соблюдение многих церемоний традиционной свадьбы,
естественно, отпадает, но зато все больше возрождается старый обычай
временного поселения невесты в "чужом доме".
Интересно поведение жениха в момент водворения невесты в комнату для
новобрачных. До сих пор его участие в свадьбе оставалось довольно-таки
пассивным. Характеризуя основные черты полутрадиционной свадьбы народов
Северного Кавказа (в том числе карачаевцев, черкесов, абазин и
ногайцев), Я. С. Смирнова лаконично отмечает "постепенное превращение
жениха и невесты из пассивных (а на определенных этапах цикла - даже как
бы незримых, скрывающихся от окружающих) зрителей в активных участников
свадебного празднества и стремление ускорить прекращение свадебного
скрывания новобрачных от их старших родственников и свойственников"25.
Этот вывод полностью согласуется материалом карачаевской свадебной
обрядности в ее современном бытовании, особенно при учете и рассмотрении
ее локальных вариантов (например, для выходцев из Марийского ущелья, с.
Каменномостское, Н. Теберды), где мы уже отмечали модифицированную форму
свадебного цикла (в частности, появление жениха в день переезда невесты
из родительского дома, его участие в застолье вместе с поезжанами и в
самом свадебном поезде, отказ от "чужого дома", торжественная
регистрация брака до начала свадьбы).
Но в большинстве случаев не только в традиционной, но и в
полутрадиционной свадьбе карачаевцев жених в первый день торжеств
уединяется с кем-либо из ближайших друзей в "другом доме", или же
где-нибудь еще остается в стороне до наступления темноты, и только в
отдельной комнате организует застолье. Так или иначе в общем застолье и
веселье он пока почти не участвует. Отход от этой традиции больше присущ
городскому варианту свадебной обрядности и служит показателем полного
отхода от свадебного скрывания. При этом, естественно, отпадает и обряд
перевода жениха из "другого дома" в родительский.
С момента поселения невесты в комнате для новобрачных родственники
жениха и приглашенные (особенно женщины), не успевшие приветствовать
невесту во дворе, поочередно заходят к ней и просят показать им свое
лицо. Прежде, чем войти в комнату, они просят разрешения у дружек
невесты, регулирующих приток посетителей. Иногда они заходят к невесте с
подарками, чаще всего с духами.
Невеста в первый день своего пребывания в комнате для новобрачных по
давней традиции располагается вместе с наставницей в сторонке, ближе к
углу, где ставят маленький обеденный столик "тепси". При посещении ее
кем-либо из присутствующих на свадьбе голову и лицо ей закрывают большим
газовым, реже шелковым платком (чилле джаулукъ). Здесь же за большим
столом располагаются свадебные дружки, иногда и жених со своим
наставником. В прежнее время невеста на протяжении нескольких дней
находилась в углу, отгороженном ширмой (шимпылдыкъ), а жених пребывал в
"чужом доме". Это было так называемое свадебное скрывание, дававшее
начало обычаям избегания26. Позднее стали совмещать отдельное застолье
жениха в "чужом доме" с отдельным застольем невесты, устраивать
совместный стол, что явилось одним из важных моментов ослабления
свадебного скрывания новобрачных и их активизации в свадебном
празднестве.
Добавлено (02.05.2009, 20:26)
---------------------------------------------
Ввод невесты в отоу - один из важнейших моментов свадебной обрядности -
сопровождается сходными на всем Северном: Кавказе ритуалами. Мы уже
отметили, что первым невесту обнимает мальчик, затем ее бабушка. Перед
входом в отоу невесте на голову сыпят мелкие монеты, конфеты, чтобы, как
говорят, "во всем было изобилие и богатство". Когда невеста переступает
порог (непременно с правой ноги, на него стелят кошму или овечью шкурку.
В старой традиционной свадьбе как только экипаж подъезжал к воротам
жениха, вперед вырывались всадники с повязанными на гриве лошадей
полотенцами или сорочками и исполняли круговой конный танец. Затем они
на разгоряченных конях под песню "Орайда" устремлялись в помещение.
Опытному наезднику на тренированном коне нередко удавалось совершить
этот трюк. Всадник одаривался специальным флагом "отоугъа киргенлик",
или "байракъ алыу" (взятие флага). Кое-где этот старый обычай начинает
восстанавливаться. Владельцы автомашин пытаются въехать в помещение
символически. Они подъезжают близко к входному крыльцу дома и
продолжительное время сигналят.
К числу исчезающих из быта элементов свадьбы следует отнести шуточную
сцену с бабкой жениха (или соседской старухой), которая разыгрывалась у
порога дома. Она, подойдя к невесте, громко голосила: "Аи медет,
арбазыбызгъа бир джигит тиширыу келиб киргенди. Аны омакълыгъы,
ехтемлиги мени, чюйретон къарт-къуртханы къайдан тезюб турсун.
Хайдагъыз, марджала, мен джийиргешлини кюбюрчегин табдыра киришигиз
къолума, таугъа-ташха кетмей эсем энди джашау къалмады маннга; ах мен
джазыкъны къыстадыла, четеннге атдыла!" (аи да горе, в нашем арбазе
(дворе). Откуда-то появилась бойкая женщина. Вся в пышном наряде,
горделивой осанке - да разве не возлюбит она меня, бабку в шубе
наизнанку. Добрые люди, разыщите и подайте мою шкатулку, нет теперь для
меня приюта, разве только в горных трущобах; сжальтесь, меня несчастную
прогнали, выбросили в плетеную корзину). С этой жалобой на пришедшую
молодую она разбрасывала в толпе собравшихся свои пожитки - рукоделия, а
приспособления для шитья преподносила наставнице невесты. Тогда к бабке
подходил мужчина и начинал хвалить невесту, заверяя бабку, что та будет
почтительной и любящей стариков и старух. Как поруку тому, он вручал
первый подарок невесты - наперсток, завернутый в "чебкенлик" (отрез на
платье). После этого бабка меняла тон, обнимала невесту, высказывала ряд
напутственных благопожеланий и, уступив дорогу, просила широко открыть
двери в комнату новобрачных. Обряд этот в различных вариантах бытовал у
многих народов Кавказа.
Добавлено (02.05.2009, 20:26)
---------------------------------------------
Часть свадебного поезда прямым ходом завернула к зданию сельского
Совета, а другая часть (без жениха и невесты) направилась в дом жениха с
известием о прибытии поезда. Родные, знакомые и друзья жениха ожидали
процессию у здания Совета. На церемонии торжественной регистрации
присутствовали депутаты сельского Совета, работники Дома культуры и
представители общественных организаций.
Жених и невеста в окружении шаферов и друзей направились под музыку по
ковровой дорожке во внутрь одноэтажного просторного здания Дома
культуры. Вдоль дорожки стояло много людей, молодежь и дети,
любовавшиеся церемонией. Процессию встретила ведущая - председатель
женсовета и под звуки гармоники пригласила брачащихся пройти вовнутрь.
На просторной сцене Дома культуры она обратилась к ним с приветственным
словом (на карачаевском языке), затем выступили представитель
общественности (на русском языке) и работник Дома культуры - депутат
сельского Совета. Тут же были заполнены свидетельства о браке и журнал
регистрации. Секретарь сельского Совета вручила новобрачным
свидетельство и зачитала текст наказа, вложенный в памятную книжку.
Молодые обменялись кольцами. Затем их поздравили присутствующие. По
окончании церемонии молодая пара в сопровождении своих дружек и
наставниц совершила торжественный круг по главной улице, ведущей к
памятнику землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Весь
ритуал занял около часа. Затем кортеж возвратился в дом жениха на
свадебный той. Около дома с него взяли игровой выкуп за право въезда.
Во дворе дома жениха процессию первыми встречают женщины и дети. Они
окружают машину, но водитель продолжает сигналить и не разрешает открыть
дверцу в ожидании выкупа. Какая-нибудь многодетная женщина подносит ему
выкуп, а к ногам невесты бросает горсть хлебных зерен (иногда стелется
коврик). Первым к невесте подходит ребенок, затем ее обнимают бабка и
присутствующие женщины по старшинству. К невесте подходит женщина из
числа многодетных (эки насыбы болгъан тиширыу - "обладательница
двухпоколенного семейного счастья"), которая берет ее под руки и они
вместе с наставницей медленным шагом направляются в комнату новобрачных
- отоу. Их сопровождают свадебные дружки.
Добавлено (02.05.2009, 20:27)
---------------------------------------------
Доверенные жениха с "флагом дома" направляются вслед за
глашатаем, чтобы войти в помещение невесты (эшик бегит-кенлик). Им
приходится здесь прежде всего одарить мальчика, охраняющего двери. Тогда
их впускают в помещение, где стоят с закрытыми лицами обряженные девушки
- невеста и ее подруги. Иногда забавы ради и для маскировки невесты в
девичий наряд облекают юношу. Поезжанам предлагается угадать, которая из
девушек невеста. Если им с первого, взгляда угадать не удается, то они
попадают в "штрафники" (тазир). Зачастую здесь не обходится без
подсказки "подкупленной" девушки. После обнаружения невесты предлагается
совершить обряд "джегенден тюшюрюу" (снятие с циновки). Шафер жениха
достает, платок-покрывало "ау джаулукъ" и обручальное кольцо (часть
"флага"), а подруг невесты одаривает парфюмерными изделиями. Затем
предстоит совершить обряд первого шага невесты. Близкий родственник
невесты, обычно ее младший брат подходит к невесте, берет ее за руку и
со словами: "Келинчигим, джаным, огъур аякъ бла атландырайым"
(Невесточка, душенька, я помогу сделать шаг, сопровожу тебя в добрый
путь), делают несколько шагов, повернувшись спиной к выходу. В этот
момент провожатые затягивают свадебную песню "Орайда" и под звуки
гармоники выводят невесту во двор, где сажают ее в автомашину с "флагом
невесты" (келинни байрагъы). С нею рядом, по правую руку, садится ее
наставница, а по левую - сестра или же невестка жениха. Кроме того, с
невестой находится кто-либо из ее дружек (къыз дженгер джаш). Жених
вместе со своими дружками и дружками невесты следуют к соседней машине.
На обратном пути ведущая (флагманская) машина взамен "флага" жениха
получает "флаг" невесты и украшается новыми подарками; новыми подарками
(полотенцами, сорочками) украшаются и сопровождающие ведущую машины.
При выезде со двора и на всем пути следования устраиваются препятствия и
происходят шуточные обрядовые выкупы. Особенно учащаются они перед
въездом во двор дома жениха. Для задержания процессии используются
камни, жерди, веревки. Претендующие на выкупы мужчины и женщины
выступают в виде ряженых в вывернутых наизнанку шубах и масках. В
аналогичной форме обрядовые выкупы сохраняются у всех народов Северного
Кавказа, Дагестана и в других регионах.
В последние годы установилась традиция, по которой процессия, прежде чем
завернуть в дом жениха, направляется к месту торжественной регистрации
брака (в здание сельского Совета, Дворца культуры, отдел ЗАГСа). Но
бывает так не всегда: нередко по тем или иным причинам регистрация
откладывается на следующий день, при браке уводом нередко и на третьи
сутки. Ритуал торжественной регистрации, повсеместно получивший
распространение по стране, в основных своих чертах одинаков, но в его
рекомендациях, разработанных в 1981 году, учитывались и возможные
варианты, связанные с национальным составом местности.
Вот как, например, проходили в соответствии с этими рекомендациями
торжества по поводу регистрации брака в Доме культуры с. Карт-Джурт, где
размещается также и сельский Совет. В день регистрации на фасаде Дома
культуры был вывешен лозунг с надписью "Счастья Вам, молодые!" (Насыблы
болугъуз!) под эмблемой двух сплетенных колец. Вестибюль и зал были
украшены разноцветными лентами и шарами.
Добавлено (02.05.2009, 20:28)
---------------------------------------------
Иногда свадьбу невесты вместо ее родителей справляет ее бабка, живущая
отдельно. Она берет на себя все хлопоты, связанные с подготовкой
свадебного костюма невесты, а также устройством праздничного стола.
В день свадьбы застолье в доме невесты не отличается особой пышностью,
каким оно обычно бывает в доме жениха. Здесь устраивается скромное
угощение. На стол подают традиционные мучные изделия, непременно
баранину, соки и воды, сладости домашнего приготовления и покупные.
Поезжан встречают звуками гармоники. Те, подъезжая к дому невесты,
включают сирены автомобильных сигналов, а затем, оставив автомобили в
стороне, с песней и танцами входят во двор. Затягивается свадебная песня
"Орайда" (23).
О, келдик, келдик, (Ой, пришли мы, пришли,
Огъур бла келеик! Да будет к добру наш приход!
Чыкъгъан джерибизден С добром мы явились.
Огъ бла чыкъгъанек, Да будет добрым
Ой, ызыбызгъы да Наш обратный путь!)
огъур бла атланайыкъ!
Поезжанам независимо от возраста отводятся наиболее почетные места за
столом - поблизости от красного угла и вдоль фасадной стены. Один из
родственников невесты, опытный в застольных церемониях, занимает место
тамады. Рядом с ним садится главный шафер жениха. Под руководством
тамады произносятся "алгъыши" (здравницы). Если дело происходит в теплое
время года, то гостей рассаживают во дворе, а женщины помещаются в одной
из комнат, по соседству с невестой. Столы разделяются на мужские и
женские. Устраивать женский стол во дворе считается неприличным. Если
для молодежи устраиваются танцы, женщины выходят во двор. Во время
короткого застолья и танцев сторона невесты старается всячески
потешиться над поезжанами: юноши и девушки норовят незаметно что-либо
подвесить к их одежде, снять с автомобилей колесо или подфарники,
устраивают на обратном пути завалы и т. д. Все эти обряды, имея древнюю
основу (так называемые свадебные антагонизмы), находят многочисленные
аналогии у северокавказских народов и далеко за пределами региона (24).
Если брак совершается уходом, то свадебный поезд останавливается в
стороне от места предполагаемого выхода невесты, и процедура усаживания
ее и ее небольшой свиты проходит через парламентеров. Гостьба поезжан в
доме невесты длится недолго. Раньше, если гости приезжали издалека
(скажем, из Черкесии, Кабарды, Балкарии), то их оставляли ночевать.
Бывали случаи, когда той продолжался целые сутки без перерыва. Правда,
приличие требовало, чтобы приезжали с таким расчетом, чтобы выехать в
обратный путь в тот же день. К тому же в случае долгой гостьбы поезжане
могли остаться без упряжи, которую крала молодежь. Но так или иначе
гостьба сократилась. После небольшого застолья старший шафер напоминает
о цели, приезда, благодарит за гостеприимство и направляется к выходу.
Ему в аллегорической форме напоминают о старинном обычае: например,
говорят, что из-за отсутствия регулировщика, который якобы отлучился в
поисках одеяния, шлагбаум закрыт. Затем старшая из невестиных подруг
объявляет об "открытии дороги", за что на головы полагаются платочки, а
ездовому - флаг.
Добавлено (02.05.2009, 20:28)
---------------------------------------------
Перед отправкой поезжан за невестой во дворе дотла жениха устраивают
"стремяную" (атланнган аякъ), т. е. легкое угощение. Почтенный
представитель стороны жениха произносит напутственное слово, призывая
соблюдать порядок и следовать указаниям главного шафера (куюеудженгер
тамада). Раньше в числе поезжан находились гармонистка и одна или две
наставницы (сестра жениха и старшая невестка). Теперь кроме них в состав
свадебного поезда входят не менее пяти-шести девушек. Что касается
жениха, то раньше свадебный поезд отправлялся "большею частью без него"
(22), теперь же жених не находится в нем только в редких случаях. Но
отправляется он не с родительского двора, а как бы незаметно
присоединяется в пути или же выходит из "другого дома".
Из известных у многих народов обычаев временного поселения жениха и
невесты в "другом доме" (по терминологии М. О. Косвена) своих
родственников или соседей у карачаевцев имеет место только обычай
временного поселения жениха. Сохраняется и сам термин для этого дома -
"болуш юй", от "болу-шуу" - помогать и юй - дом. Хозяева дома называются
(болуш эта" (ата - отец) и "болуш ана" (ана - мать).
Для этой стадии свадебного цикла характерны некоторые локальные
особенности, присущие жителям и недавним выходцам из Марийского ущелья и
прилегающих к нему селений (Каменномостское, Н. Тебердинское), а отчасти
и населению Карачаевска и Черкесска. Они состоят в смещении ряда
церемоний и утрате некоторых традиционно устоявшихся циклов. Важнейшая
из них: среди поезжан наряду с женихом находятся и его родители в
сопровождении своих ближайших родственников. Все это - инновации,
свидетельствующие о далеко зашедшем отходе от обычаев избегания, и
других архаических традиций. Из других инноваций отметим исчезновение
многих магических действий, призванных оберегать брачущихся от "порчи",
и обеспечить семейное благополучие.
Отметим также заметные различия в численности поезжан у горных и
предгорных жителей: у первых в свадебный поезд наряжается 4-5
автомобилей, у вторых их число несколько больше. У тех же горных жителей
число бракосочетаний уводом или уходом бывает сравнительно меньше, чем у
населения предгорий.
Отправление свадебного поезда в прошлом сопровождалось пением свадебной
песни, а на всем пути - джигитовкой и стрельбой из ружья. Теперь эти
игровые моменты исчезли. Имитацией песни как бы служат звуки клаксонов
автомобилей.
При браке с фиктивным похищением интересно поведение родных и близких
невесты. Если она "убегает" из дому или от соседей, то ее родители
нарочно куда-нибудь отлучаются, другие же домашние (братья, сестры), а
также соседи стараются держаться в стороне. Чаще уход устраивается из
"чужого дома", с места работы или же учебы.
Добавлено (02.05.2009, 20:29)
---------------------------------------------
Процедура укладывания вещей выглядит обычно так. Первую, наиболее ценную
вещь берет в руки старшая женщина (юйню тамадасы) и со словами
благопожелания новой семье передает ее в руки представительницы семьи
невесты, выступающей в качестве попечительницы последней (къыз дженгер
къатын). Та, в свою очередь, передает вещь женщине, которая будет
впоследствии "бернечи" (раздатчицей берне). Комплектование невестиного
сундука завершает церемония подготовки к свадьбе в доме невесты.
А в доме жениха за день-два до свадьбы происходит распределение ролей:
назначается распорядитель свадьбы (къуанчны башчыеы), танцев (бегеул),
продовольственной частью (гезен бийче), ответственные за столы (стол
башчы) и их помощники (шапала), определяются шаферы (кюеу дженгеры) т.
д. Параллельно в доме невесты, кроме покровительницы "къыз дженгер
къатын", определяется и свита ее сопроводителей, шаферов "къыз
дженгерле" - 4-5 мужчин (юношей) из числа родственников со стороны
матери и отца. Назначают старших - обычно зятя или неженатого брата
невесты. Особо выделенной женщине (обычно это одна из молодых невесток
семьи), которую мы в дальнейшем будем называть наставницей. Они вместе с
наставницей несут ответственность перед семьей невесты за соблюдение
порядка и обычаев. В день свадьбы от стороны жениха к ним присоединяется
несколько человек: один из них - наставник жениха, а двое других -
молодые родственники невесты. При браках уводом или уходом невесту до
примирения сторон сопровождает юноша из числа ее родственников. Комната,
в которой размещается невеста со своей свитой, по традиции называется
"отоу" (комната молодоженов). Она обставляется как можно наряднее и к
ней приковано внимание на всем протяжении празднества. Если у жениха
отсутствует промежуточный дом, где он находится во время свадьбы, что
наблюдается только в отдельных приверженных к старым традициям семьях,
то он также находится в отоу вместе со своим наставником.
В назначенный день (предпочтительным считается конец недели) с утра
снаряжается свадебный поезд. Как и раньше, его стараются сделать как
можно более пышным. Если раньше за невестой отправляли повозку в
сопровождении всадников, численность которых вообще не ограничивалась,
то теперь отправляют нарядную легковую машину в сопровождении
пяти-десяти других машин с дружками и самим женихом. На главной машине
везут так называемый флаг женихового дома (юйню байрагъы). Этот
комплект, в который входят нарядный девичий платок, мужская сорочка,
отрез на платье и обручальное кольцо.
Свадебный "флаг" прилаживается таким образом, чтобы входящие в его
состав предметы, привязанные к древку или же к смотровому зеркалу
автомобиля лентой (раньше галунами), непременно развевались по ветру.
Иногда капот этой машины украшает коврик. В отдаленном прошлом флаг
свадебного поезда был флагом женихового рода, о чем напоминало вышитое
на нем тавро рода жениха над тавром рода невесты. В настоящее время мы
имеем дело со вторичной традицией, генетическая основа которой утрачена.
Остальные машины, как менеее почетные, украшаются разноцветными лентами
и кусками плюша, в некоторых случаях также полотенцем и сорочкой.
Добавлено (02.05.2009, 20:29)
---------------------------------------------
В доме невесты гостей встречают в кунацкой. Вместе с ними за стол
садятся не сами родители или другие члены семьи невесты, а приглашенные
для этого родственники. В какой-то момент глава делегации в
сопровождении одного или двух свидетелей выходит в комнату, где
находятся родители невесты, и передает им "сговорные деньги" и подарки.
Если невеста еще находится в родительском доме, то перед отъездом гостей
хозяева называют им приблизительные сроки, к которым они могут
подготовиться к свадьбе.
Гостей провожают с ответными приблизительно эквивалентными подарками.
Если делегации возвращаются "сговорные", то одаривание в берне
ограничивается преподношением одних сорочек. С этого момента подарки
стороны невесты и носят название "берне" (от бер - дай; то, что
отдается). Подарки вообще обозначаются термином "саугъа".
Еще не так давно, до 1970-х годов, невеста после сговора некоторое время
(до месяца и больше) оставалась в родительском доме. Шла усиленная
подготовка к свадьбе, запасались приданым и подарками.
В настоящее время, если со времени сватовства не умер никто из близких
родственников или же соседей, то до свадьбы проходит не более недели.
Этого времени стороне невесты оказывается вполне достаточно для
снаряжения ее в замужество, а стороне жениха - для подготовки тоя.
Прежде чем перейти к свадебному празднеству, скажем несколько слов о
предсвадебных приготовлениях.
В предсвадебные дни сторона жениха посылает специальных лиц приглашать
гостей и готовит праздничное угощение. Режут овец (из расчета одна овца
на 25 человек) или же хорошо откормленного быка, пекутся ритуальные
пироги (хычынла, чыкъыртла, берекле), варят бузу, реже пиво (сыра). Не
обходится и без спиртных напитков, расходы на которые раньше составляли
немалую сумму.
Получив приглашение на свадьбу, наиболее близкая родня отправляется туда
за день-два. Идут не с пустыми руками: с собой несут подарки - "алгъыш
керек" (букв, (поздравления). Это деньги, предметы женского туалета,
отрезы на платье, костюмы, кондитерские изделия, традиционная халва.
Наиболее близкие дарят овцу.
Из числа их подарков комплектуются для невесты "къол керек", или
"келинни кюбюрчеги" (невестина шкатулка), а наиболее ценные подарки идут
для большого сундука невесты (келинни кюбюрю), куда укладываются вещи,
входящие в состав берне. При укладке вещей в сундук, что происходит
накануне или в день приезда за невестой поезжан, они подвергаются
скрупулезному обсуждению с точки зрения их престижности или
непрестижности. Это - своего рода церемония, которой руководит кто-либо
из старших женщин дома невесты, а в роли гида придемонстрации вещей
выступает одна из невесток семьи. Первые слова, которыми встречают друг
друга соседки или родственницы, - это "Каков сундук?" (Кюбюрю къалайды)
или "Что уложили в сундук?" (Кюбюрюне не салдыла?).
Добавлено (02.05.2009, 20:30)
---------------------------------------------
Жених участвует в сватовстве только на его неофициальном этапе. При этом
он посещает только саму невесту. Нередко это свидание имеет характер
смотрин. Предсвадебное посещение женихом и невестой домов своих будущих
родственников не практикуется, из-за обычаев избегания, хотя визиты
юноши в дом избранницы в период ухаживания не возбраняется.
Видная роль в сватовстве и сговоре по-прежнему отводится дядьям жениха,
а также его зятю - мужу сестры. Часто стараются, чтобы сватом был
родственник поавторитетнее. Сватовство рассматривается как исключительно
деликатное дело. Страх получить отказ ведет к тому, что в некоторых
семьях не преодолено былое представление о порче, насылаемой в этих
случаях, завистниками и недоброжелателями. Поэтому сваты прежде, чем
отправиться в путь нередко прибегают к гаданиям на камушках (таш салыу).
Раньше роль первого свата поручалась человеку, умеющему гадать, ворожею.
Опытные и удачливые сваты или свахи получали неплохие доходы. При
успешном завершении дела сваха и сейчас получает вознаграждение (ишни
джюрютгени ючюн) - обычно отрез на платье или же шерстяной платок.
Опытные свахи обладают удивительным даром красноречия - качеством,
могущим послужить предметом специального изучения.
Свадьбу со сватовством считают более престижной и называют "адетиндеча
той" (свадьба по обычаю). Если же свадьба устраивается без сватовства,
уводом невесты, то она считается непрестижной и называется "келечисиз
той" (без сватовства), а невесту нередко упрекают, что она переступила
порог дома без сватовства (келечисиз келген). При положительном исходе
сватовство завершается сговором (сез тауусуу - букв, завершение слов),
который подкрепляется денежным залогом (сез таусханлыкъ - букв. за
завершение слов, т. е. сговорные). Сговор может достигаться и без
сватовства, самими женихом и невестой. Однако и в этом случае существует
брачная выплата родне невесты, которая совершается при улаживании
отношений после совершившегося брака уводом или уходом. Она носит
название "джарашханлыкъ (за примирение).
Процедура официального сговора происходит в двух вариантах: до переезда
невесты в дом жениха (по традиционному обряду) или после переезда (по
полутрадиционному обряду). Вторая обычно бывает при браке уводом или
уходом.
Для совершения церемонии сговора стороной жениха направляется 3-5
человек. Среди них обычно дядя жениха (глава делегации), зять жениха,
младший брат жениха, иногда сват и еще кто-либо из родственников старшей
невестки. Делегация везет с собой "сговорные деньги", коробку
кондитерских изделий, овцу, напитки. Все это дается родителям жениха. От
своего имени члены делегации подносят деньги; больше других дают глава
делегации и брат жениха, за что им полагается берне.
Добавлено (02.05.2009, 20:30)
---------------------------------------------
Первый визит наносится как бы случайно, между дел. И только при втором
визите открыто объявляется его цель. При этом не только первый, но и
второй визит зачастую сводится к обыденной встрече во дворе дома или же