Кавказ – не здравница Начало мая 2010 года на Северном Кавказе сопровождалось активизацией действий боевиков. В республиках СКФО произошли новые обстрелы правоохранителей и взрывы различных объектов. Такое развитие событий подтверждает предсказания экспертов о приходе «жарких сезонов» в регион.
Боевики в Кабардино-Балкарии «отметили» 1 мая взрывом на ипподроме в Нальчике. Бомба, закрепленная на крыше над VIP-ложей, была предназначена для республиканских чинов. В результате погиб престарелый ветеран войны и несколько десятков человек пострадали.
Следующие вылазки боевиков в КБР произошли в Баксанском, Эльбрусском и Майском районах. Члены незаконных вооруженных формирований (НВФ) стреляли в милиционеров из автоматов и закладывали бомбы под днища машин, принадлежащих правоохранителям. Несколько милиционеров получили ранения, один погиб.
11 мая в Майском районе не повезло предполагаемым террористам: бомба взорвалась в их машине. Один боевик, приехавший из Баксанского района, при этом погиб.
На фоне подобных событий трагикомичными стали казаться предложения республиканских чиновников о развитии туристической отрасли в регионе. Как заметил редактор «Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России», председатель Южного научного центра РАН Геннадий Матишов, «туризм там может быть только военно-экстремальный».
Обещания «развивать туристическую отрасль» ранее прозвучали и в другой северокавказской республике: Чечне. Видимо, для привлечения любителей экстремального отдыха 7 мая в Грозненском районе правоохранители устроили очередную «охоту» на боевиков. У селения Пионерское был убит один бандит, еще двоим членам бандгруппы удалось уйти. А 9 мая в Грозненском районе был застрелен смертник, намеревавшийся привести в действие взрывное устройство у милицейского поста.
В соседней Ингушетии с 5 мая был отменен режим контртеррористической операции в городе Назрань, действовавший более месяца. При этом режим КТО продолжает действовать в ряде районов республики. Его отмена не помешала силовикам ликвидировать в Назрани одного из главарей боевиков Магомеда Гарданова. Вместе с Гардановым была убита и одна из пособниц бандита, находившаяся в его машине.
По заявлению президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, убитый главарь боевиков готовил теракты в праздничный день 9 мая, но пули правоохранителей не дали ему довести замыслы до конца.
На следующий день в селе Кантышево был ликвидирован пособник Гарданова, некий Зелимхан Озиев, причастный к ряду преступлений.
Меры, предпринятые ингушскими правоохранителями, позволили республике без особых происшествий встретить 9 Мая. Того же самого нельзя сказать о Дагестане. Только в один день 9 мая боевики взорвали бомбу на пути товарного поезда под Махачкалой, обстреляли наряд милиции в Хасавюрте, ранив милиционера, а в Каспийске осуществили серию терактов: взрывное устройство, заложенное на обочине дороги, убило матроса, направлявшегося к КПП; одна предварительно заложенная бомба разорвалась, убив пограничника.
«Наступательные» действия предприняли и дагестанские силовики, взяв штурмом дом в Дербенте, где скрывались два боевика. Оба были уничтожены. В другие дни преступники убили директора радиостанции в Махачкале, взорвали бомбу на железнодорожной станции в Дербенте, расстреляли милиционера в селе Цветковка Кизлярского района, убили пятерых рабочих, ехавших ремонтировать подорванную телевизионную вышку в Сергокалинском районе.
Громкое убийство произошло 12 мая в Карачаево-Черкесской Республике. В Черкесске трое неизвестных напали на советника президента КЧР Фраля Шебзухова и застрелили его. «Это убийство имеет под собой политическую подоплеку», – так охарактеризовал совершенное покушение президент республики Борис Эбзеев. Преступление произошло в период, когда в Карачаево-Черкесии решается вопрос о формировании нового кабинета министров.
Итак, прогноз ученых, сделанный еще два с половиной года назад, о том, что после относительного затишья ситуация на Северном Кавказе будет вновь обостряться, подтвердился. Об этом на пресс-конференции в Ростове-на-Дону заявил и.о. замдиректора Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Левон Батиев.
По замечанию его коллеги, академика Геннадия Матишова, усиление негативных явлений на Кавказе началось около трех лет назад, еще до «грузинского конфликта». Левон Батиев обратил внимание на то, что в октябре 2007 года произошла «переориентация» террористических организаций. Тогда так называемый «президент Ичкерии» Доку Умаров заявил, что сепаратисты отказываются от «национальной» борьбы, и сообщил о создании «Кавказского эмирата». Последний должен, на основе панисламских идей, объединить все сепаратистское подполье на Кавказе.
«Террористы смогли собрать, может, не все, но основные террористические группы, которые существовали на Кавказе», – констатировал Левон Батиев. По наблюдению эксперта, кроме «Эмирата» существует «подполье» и иного рода, которое также осуществляет криминально-террористическую деятельность. «В его основе лежат и чисто криминальные, и экономические интересы. Но по своей сути, по тому урону, который оно наносит государству, это подполье опасно ничуть не менее, чем «Кавказский эмират», – считает Батиев.
Эксперт обратил внимание и на опыт аналогичной террористической деятельности в других странах. «Там, где сепаратизм пустил глубокие корни, где он имеет под собой определенные исторические, религиозные, социокультурные основания помимо экономических проблем, которые относительно легко решить – были бы деньги, там противоборство с террором будет достаточно долгим», – заметил Батиев.
Среди причин, породивших нынешний терроризм на Северном Кавказе, специалисты называют и социально-экономическую ситуацию (безработица, низкий уровень жизни, неравномерное развитие регионов), и характер власти (коррупция, теневая экономика, клановость), и этноконфессиональные проблемы, и нерешенность межнациональных проблем, и сепаратистские устремления.
Исходя из таких оценок, наблюдатели отмечают, что решение проблем Кавказа не может быть быстрым или одномоментным. А это значит, что до решения проблем Северного Кавказа в их комплексе этот регион будет привлекать исключительно любителей военно-экстремального «туризма».
Дмитрий Ремизов
rosbalt.ru