Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...
Реклама
Комментарии
Наша кнопка
Код кнопки:
Реклама
Главная » 2011 » Январь » 23 » Борис Рахаев восстановлен судом в должности председателя КСП
Борис Рахаев восстановлен судом в должности председателя КСП
12:42
Нальчикский городской суд, рассмотрев исковое заявление Бориса Рахаева, признал недействительным постановление парламента республики о его освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР и восстановил заявителя на работе.
Борис Рахаев был освобожден парламентом 29 октября 2010 по письму президента КБР («Газета Юга» №44, 2010). Ни письмо главы республики, ни постановление парламента никак не мотивировали отставку председателя КСП, ограничившись словами «освободить от занимаемой должности». Заместитель руководителя Счетной палаты РФ Николай Столяров в письме спикеру парламента КБР назвал случившееся «демонстративной отставкой принципиального руководителя» («Газета Юга» №46, 2010).
Адвокат Елизавета Байрамкулова, отстаивавшая интересы Бориса Рахаева, рассказала «Газете Юга», что законодательство Кабардино-Балкарии, гарантирующее председателю КСП профессиональную независимость, содержит исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень случаев досрочного освобождения от занимаемой должности. Прекращение полномочий Бориса Рахаева не соответствует ни одному из этих случаев: «Он освобожден по письму президента КБР в парламент республики. Но ни Конституция Кабардино-Балкарии, ни закон «О Контрольно-счетной палате» не дают главе республики права инициировать досрочную отставку председателя КСП. В соответствии со статьей 81 Основного закона КБР президент представляет парламенту кандидатуру для назначения на эту должность, но инициировать досрочную отставку глава республики не имеет права. И в данном случае президент, по нашему мнению, превысил свои полномочия.
Елизавета Байрамкулова отметила, что 28 октября 2010 комитет по бюджету, поддержав предложение президента, предложил проект постановления парламента, в котором сослался на часть 1-1 статьи 5 закона «О КСП», то есть в связи с истечением срока полномочий: «Однако Борис Рахаев был назначен председателем палаты 18 марта 2004 без ограничения срока полномочий. Норма о пятилетнем сроке полномочий председателя была внесена в закон «О Контрольно-счетной палате» 27 июля 2009, и, учитывая, что закон обратной силы не имеет, Борис Рахаев находится в должности менее двух лет».
В постановлении парламента об освобождении председателя КСП от 29 октября 2010 уже нет ссылки на статью 5 закона «О КСП» или иные нормативно-правовые акты. По словам Елизаветы Байрамкуловой, представители парламента в ходе судебного заседания подчеркивали, что «подспудно» при этом имелась в виду часть 8 статьи 38 закона «О КСП»: «Эта норма закона говорит о возможности досрочного прекращения полномочий председателя КСП «в случае формирования парламента КБР нового созыва». Но, во-первых, в постановлении парламента нет ссылки на нее. Во-вторых, в этой статье закона подчеркивается, что решение о досрочном прекращении полномочий председателя КСП «может быть принято парламентом нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы». Но это не императивная норма – парламенту дают присмотреться к работе председателя КСП, оценить его работу и как-то мотивировать его отставку, если она необходима. В нашем случае отставка никак не мотивирована. Более того, в ходе судебного рассмотрения представители законодательного органа республики не раз подчеркивали, что у парламента нет претензий к работе Бориса Рахаева в должности председателя КСП».
Еще одним нарушением закона, по мнению Елизаветы Байрамкуловой, явилось освобождение Бориса Рахаева от должности в период, когда он находился в трудовом отпуске, что противоречит статье 81 Трудового кодекса РФ: «В суде возникал спор: распространяется ли на Рахаева и других госслужащих законодательство о труде и применима ли к нему статья 81. Говорилось даже, что вопрос о его отставке не подведомствен суду. Но статья 19 Конституции РФ и статья 3 Трудового кодекса запрещают дискриминацию граждан в том числе и по должному положению. Любой человек, чьи права нарушены, может обратиться в суд».
Елизавета Байрамкулова обратила внимание и на моральную сторону вопроса: «Борис Рахаев работал на высших государственных должностях республики с 1994. С 2004 возглавил палату, которую он по сути и создал, но он даже не был извещен об отставке. Вопрос по сути не обсуждался: сказали несколько слов благодарности – и безмотивно прекратили полномочия».
Огласив резолютивную часть своего решения, судья Нальчикского городского суда Елизавета Бечелова, разъясняя вердикт, отметила: суд руководствовался тем, что статья 81 Конституции КБР и закон «О Контрольно-счетной палате» не дают президенту республики права инициировать вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя КСП.
Суд также взыскал с парламента за счет казны один рубль в пользу Бориса Рахаева. Такова была заявленная им сумма компенсации морального вреда.
Исполнительный лист, выданный судом сразу после оглашения вердикта, был доставлен в парламент.