председатель Президиума Российского конгресса народов Кавказа, президент Фонда Содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид»
Алий Тоторкулов, бизнесмен, меценат и общественный деятель, человек уникальный в сегодняшней России. Он возглавляет две крупные общественные организации, работающие в кавказском поле: Российский конгресс народов Кавказа и «Эльбрусоид». Корреспонденту «Кавказской политики» удалось встретиться с ним и побеседовать о роли общественных организаций, положении и перспективах кавказской молодежи в наступающем году.
Миссия Фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» - воспитание поколения духовно развитых, физически здоровых, образованных молодых людей, носителей традиционной национальной культуры, интегрированных в российскую общность патриотов народа и страны. Для достижения поставленных целей ведется работа по многим направлениям, среди которых можно выделить: культурно-просветительскую деятельность, сохранение национальных традиций и культуры, популяризация здорового образа жизни, поиск талантливой молодежи и помощь в их самореализации.
Российский конгресс народов Кавказа - единственное общероссийское общественное движение, консолидирующее различные некоммерческие организации и представителей кавказских этносов. Среди целей организации можно выделить восстановление истинного образа Кавказа и кавказцев в России, образа России на Кавказе, организация взаимодействия общества и власти в целях становления гражданского общества, преодоление межнациональной напряженности, сохранение, развитие и популяризация лучших кавказских традиций и ценностей национальной культуры.
На протяжении пяти лет «Эльбрусоид» и Российский конгресс народов Кавказа проводят совместные мероприятия и акции. Примерами успешного сотрудничества из проведенных РКНК и «Эльбрусоидом» в 2012 году мероприятий могут служить III Кавказский форум российской молодежи «Домбай 2012», II Московский фестиваль культуры народов Кавказа; интернациональные молодежные акции «Они защищали Родину», видеопроект «Как живется русским на Кавказе?».
За время своего существования и сотрудничества «Эльбрусоид» и РКНК сделали немало и не собираются останавливаться на достигнутом*.
- Алий Хасанович, как, на ваш взгляд, отразились события уходящего года на кавказской молодежи? Изменился ли настрой в обществе по отношению к кавказцам и Кавказу в целом?
- Ничего хорошего в информационном, законодательном, политическом поле для Кавказа в этом году не произошло. Можно сказать, что антикавказские настроения достигли очередного пика. Нашумевшая «дагестанская свадьба», которую раскручивали усерднее, чем бракосочетание наследного принца, стала ярким показателем кавказофобии, охватившей СМИ и общество. Пользуясь случаем, хочу пожелать счастливой жизни этой молодой лезгинской семье. Сегодня они, наверное, самая известная кавказская семья.
Раньше я был склонен думать, что за разжиганием кавказофобии стоят определенные силы, но в последний год убедился, что она выгодна всем. Либералам и олигархам, отвлекающим таким образом внимание общества от своих дел, националистам, и, что хуже всего, властям. Наличие «внутреннего врага» – эффективная палочка-выручалочка в отвлечении внимания от проблем общества.
Проблема в том, что кавказская молодежь сегодня в российских регионах чувствует себя, как во вражеском тылу, настроена и реагирует на это соответствующим образом. Невозможно в агрессивной среде быть белым и пушистым даже тем, кто по своей природе дружелюбен.
- Как вы считаете, влияют ли отдельно взятые эпизоды, как освобождение Расула Мирзаева, или не «стрелявшая свадьба», на общий фон настроений в обществе? Или фон таков, что хуже сделать не возможно?
- Этот «фон» создан каждым отдельно взятым случаем. Приходиться констатировать, что истерия в обществе нагнетается грамотно. И каждый инцидент, где замешаны кавказцы, при соответствующем подогреве в СМИ, только усугубляет ситуацию.
Отдельно хочу сказать. Я рад, что, несмотря на все эмоции в деле Мирзаева, все закончилось с юридической точки зрения справедливо. Он признан виновным и понес свое наказание. Но в тоже время, наказание не было показательным, юридической правды в приговоре больше, чем эмоций и интриг.
Нужно находить что-то положительное в любой ситуации, все, что ни делается, делается к лучшему. Угроза ассимиляции малочисленных этносов в наше время велика. Кавказофобия же в какой-то мере сдерживает ассимиляцию, потому что, оказавшись во враждебно настроенной среде, человек больше тянется к своим корням, культуре. Но было бы лучше без такого зашкаливающего количества негатива в адрес кавказцев.
Однако я с оптимизмом смотрю в будущее, ибо мы, кавказцы, может, и не отличаемся русским терпением, но выстаивали и более сложные времена. Думаю, если в следующем году будет, наконец, разработана стратегия межнациональных отношений, все измениться к лучшему.
- А не опасна ли кавказофобия, подчас подогреваемая извне, тем, что отвергаемая российским обществом молодежь обратит свой взор в другие стороны?
- Когда нет единства среди нормальных людей, в первые ряды выходят националисты, экстремисты. Неудивительно, что с каждым днем прибавляется количество не только русских националистов, но и кавказских, среди которых есть определенное желание выйти из состава России, когда к людям такое отношение в родной стране. Каждое действие рождает противодействие. Быть может, со временем, эта волна негатива спадет, но главное, чтобы не было слишком поздно.
Пока не будет заинтересованности властей и четкой идеологической программы, ничего не изменится. Без идеологии невозможно выработать методологию на государственном уровне.
- Весьма пугающая картина. Есть ли еще у нас надежда консолидировать общество, снять напряжение?
- Определенные обнадеживающие моменты есть. Не на ровном же месте возникла идея создания Совета по делам национальностей при президенте России. В начале следующего года этот Совет должен выдать программу национального развития. Это первостепенная задача, ведь когда нет четкой цели, никакой ветер не будет попутным.
Самое главное, есть понимание, что настало время развивать гражданское общество, единое правовое поле для всех народов и граждан страны. Если выработают стратегию, и все госструктуры начнут ее придерживаться, то положительные результаты появятся в кратчайшие сроки.
Но проблема Кавказа еще и в том, что нет понимания того, как заниматься правозащитой. Простой кавказец думает так, если меня обидели, я должен дать сдачи. Мы разобщены и слабы в цивилизованных методах выражения недовольства. В таких случаях русский человек или терпит, или ходит по инстанциям, обращается в суды или выходит на митинги. Это нормальное явление в гражданском обществе.
Пока мы не дорастем до отстаивания собственных прав, нас всегда будут записывать в экстремисты. Роль общественных организаций в этом велика, построить гражданское общество без их участия невозможно, но они не власть и не могут издавать указы и законы.
- Что могут сделать общественные организации?
- Общественные организации должны доводить до власти народные чаяния, занимать золотую середину, быть посредником между обществом и властью. Должен работать принцип баланса интересов государства и общества, только критикуя власти, нельзя принести пользу.
Российский конгресс народов Кавказа занимает именно такую позицию – отстаивать права кавказцев, но, в тоже время, не становиться в оппозицию к властям. Насколько нам удается этого добиться, судить не нам. Мы сотрудничаем с другими организациями, делаем все, чтобы голос и позицию кавказцев слышали на разных уровнях. В этом году Асланбек Паскачев (руководитель Высшего Совета РКНК. – Прим.ред.) вошел в Совет по делам национальностей при президенте России. Считаю, это показатель, значит, голос РКНК власти слышат.
- В этом году РКНК отметил пятилетие. Юбилейный год выдался насыщенным. Хочу задать пару вопросов о Кавказском форуме российской молодежи, самом известном и ожидаемом мероприятии конгресса. Каковы цели и задачи форума?
- Форум - это ежегодный проект РКНК, каждое лето с девизом «Лучше вместе!» мы собираем в Домбае молодежь. Знакомим с Кавказом, кавказцами и друг с другом, с нашей природой и культурой. Домбай в рекламе не нуждается, думаю, один раз побывав здесь, трудно плохо относиться к Кавказу.
В этом году мы провели третий по счету молодежный форум. Каждый раз тематика форума подбирается по актуальным проблемам, чтобы дать возможность молодежи и экспертам обсудить вопросы, найти пути разрешения.
В 2011 году, после событий на Манежной площади, когда националистические настроения в обществе достигли своего пика, мы решили второй форум в Домбае посвятить межнациональным отношениям. Пригласили молодежь со всей России, лидеров молодёжных и общественных организаций, националистов. Кстати, пообщавшись, националисты, как русские, так и кавказские, нашли больше общего, чем можно было представить. Цель форума заключалась именно в поиске общей платформы, а не различий и все с удовольствием танцевали и калинку, и лезгинку.
Последний форум был посвящен идее Евразийского Союза. В течение недели участники и эксперты обсуждали проблемы и перспективы становления союза и роли Кавказа в нем. Нам удалось собрать на форуме «Домбай-2012» молодежных лидеров не только из России, но и со всего СНГ.
- При таком расширении горизонтов форума, интересно, какую тематику охватит следующий? Будет ли Домбай-2013?
- Будет. Изначально планировалось, что дислокация форума каждый год будет меняться, но в силу тех или иных обстоятельств от этой идеи пришлось отказаться. Пока представители других республик не высказали готовность принять Кавказский форум российской молодежи у себя.
Скорее всего, следующий форум пройдет также в Карачаево-Черкесии. Хочу отметить, что руководство Республики каждый год поддерживает организацию форума в Домбае, оказывает моральную, организационную и материальную поддержку.
Что касается тематики, то у нас нет тем, заготовленных заранее, выбираем из актуальных в текущем году проблем. Сейчас есть несколько идей, которые мы обдумываем и если не появится других, более значимых социально-политических тем, мы выберем одну из них.
Например, есть идея провести форум, посвященный развитию туризма на Кавказе. Сейчас есть большой проект в регионе, который реализуют «Курорты Северного Кавказа». Если он будет развиваться – это десятки тысяч рабочих мест. Можно было бы в рамках форума создать площадку для обмена опытом и мнениями, собрать со всей России молодежь, которая занимается или хочет заниматься туристическим бизнесом, привлечь к участию «Курорты Северного Кавказа».
- Помимо РКНК, вы возглавляете Фонд «Эльбрусоид». Мне известно, что в этом году фонд реализовал несколько проектов. Если можно, расскажите подробнее об этих проектах?
- «Эльбрусоиду» скоро исполнится 10 лет. За это время реализовано много проектов по поддержке языка, традиций, культуры народа, воспитанию молодежи. Все так сразу и не перечислишь. Есть системные проекты, которые реализуются на протяжении всех лет, но каждый год появляются и новые. Этот год для «Эльбрусоида» – год прорыва в IT технологиях.
Недавно запустили компьютерное приложение с традиционными карачаево-балкарскими колыбельными, записанными в нашей музыкальной студии. Мало кто может похвастать знанием колыбельных, кроме «баюшки-баю». Запуская приложение, которое можно скачать в любой носитель, мы надеемся, что молодые мамы начнут слушать их вместе с детьми. А в дальнейшем, быть может, начнут подпевать и выучат их.
Следом в приложениях выйдут скороговорки, детские песни, сказки, стихи…
Все наши проекты описаны в фильме-презентации «Кавказский ренессанс по-карачаево-балкарски». Он был роздан всем представителям народов в Российском конгрессе народов Кавказа. Неприятно удивило то, что большинство представителей разных народов наши предложения проигнорировали, несмотря на актуальность проблемы сохранения языка и отсутствие таких технологий.
Простые, в общем-то, проекты, которыми «Эльбрусоид» готов поделиться просто так, мало кого заинтересовали. Справедливости ради, замечу, что были у нас переговоры по передаче технологий ингушам и осетинам, которые загорелись идеей.
- У «Эльбрусоида» большой опыт работы с молодежью, приехавшей в столицу на учебу и работу. Есть ли здесь примеры, когда наработанный опыт перенимают другие организации?
- «Эльбрусоид» – молодежная организация и все наши проекты: образовательные, воспитательные, развлекательные – ориентированы на молодежь. Многое делается руками самой молодежи, организуются встречи с интересными людьми, беседы на различные темы, конкурсы…
Для примера могу привести проект «Просвет», в рамках которого мы водим молодежь в музеи, выставки, театры Москвы, знакомим с искусством, культурой, историей, религией. Будь моя воля, я бы ввел этот проект в программу обучения в вузах, как минимум на факультативной основе в первых курсах. Особенно в Москве и в Питере с их обилием как студентов, так и музеев. Особенно для студентов из регионов. Каждый должен побывать в музее Москвы, чтобы знать, в каком городе живет и учится, а не только сфотографироваться на Красной площади. Музеев много, на любой вкус.
«Просвет» поддержан правительством города Москвы, при его поддержке Союз студенческих землячеств реализует этот проект для всего московского студенчества.
Приходят и представители других молодежных, этнических организаций опыт перенимать. Мы также все лучшее, что видим у других, берем на вооружение. Сотрудничаем с разными организациями, общаемся с представителями вузов, где учится наша молодежь, на предмет того, как мы можем быть полезны друг другу.
- Воспитательные работы приходится проводить?
- Безусловно. Проводим и воспитательные беседы со студентами. Бывает, приходится заступаться за студентов, если их права нарушают.
Когда случаются конфликты с представителями других народов, мы, благодаря тому, что у нас есть коллеги в других национальных организациях, стараемся погасить этот конфликт в корне, не давая его усугубить. Случаи эти крайне редки, молодежь, к счастью, у нас не конфликтная, себя в обиду не даёт, но и агрессии ненужной не проявляет. Но от проблем никто не застрахован.
- Сегодня мы много говорили о роли СМИ в антикавказских настроениях. Но если быть объективными, мы видим, что поливают грязью не только Кавказ. Большая часть эфиров принадлежат хроникам убийств, грабежей, скандальным ток-шоу, где «показывают реальную жизнь».
- Именно так. Хоть мы и говорим, что Кавказ показывают в негативе, к сожалению, это касается всей страны. Скажу больше, с русским народом эту практику начали сразу после развала СССР. Им не меньше достается в СМИ. Другое дело, что русским подслащают пилюлю, показывая, что есть еще кавказцы, которые «еще хуже».
В любой момент времени в топе новостей минимум две трети новостей негативные: похищения, взрывы, убийства. Когда на человека днем и ночью сыпется только негатив, он пребывает в стрессовом состоянии, теряет надежду, объективность. Наши СМИ и телевидение целенаправленно вводят людей в депрессию. Почему это позволяется транслировать круглосуточно под соусом свободы слова, совести?
Культуру в России поместили в резервацию. Даже канал с соответствующим названием, куда загнали все полезные познавательные передачи, отделили от прочих. А на остальных каналах творится вакханалия: ток-шоу, реалити, криминальные сводки. Прикрываясь ими, нашим детям показывают насилие, жестокость и прочее.
Почему передачи об искусстве нельзя показывать на рейтинговых каналах? Канал «Культура» априори смотрят культурные люди, нам же нужно, чтобы любой человек имел шанс познакомиться с культурой на общедоступных каналах. Еще Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу».
- Так, может, стоит вернуть цензуру, или хотя бы контроль над СМИ? Тем более что чиновники уже выступили с инициативой по регулированию количества негативной информации.
- В принципе, это верный шаг. Другое дело, что нормированием всех проблем не решишь. Сейчас в погоне за рейтингами все наперебой выдают «скандалы, интриги, расследования». Бытует мнение, что люди обращают внимание только на негатив. Но народ с удовольствием смотрел бы и то положительное, что есть. Если бы его показывали.
В силу того, что мы живем в век материализма, нужно сделать так, чтобы снимать хорошие фильмы, показывать позитивные новости стало выгодно. Раньше государство формировало и оплачивало социальный заказ на хорошие книги, фильмы. Так создавались мировые шедевры.
То же самое должны делать власти и сейчас. Доброе и вечное должно подаваться в кино, музыке, интернете, компьютерных приложениях. И оплачивать это должно государство, чтобы те, кто гонится за рейтингами и прибылью, тоже включились в конкуренцию. Тогда всё окупится сторицей.
Отдавать цензуру на откуп чиновникам – другая крайность вседозволенности, мы уже и это проходили. Цензура может присутствовать лишь общественная, основанная на нравственности.
- Чем «Эльбрусоид» и Российский конгресс народов Кавказа планирует заниматься в следующем году?
- У нас много проектов и задумок, ожидающих своего часа. В новом году планируем запустить несколько. Все я озвучивать не буду. Но специально для вас расскажу об одном проекте, с реализацией которого мы связываем много надежд.
В следующем году планируем запустить общекавказское телевидение. Телевидение будет о Кавказе, но не только для кавказцев, поскольку основным языком вещания будет русский. Планируем показывать фильмы, телепередачи о разных уголках Кавказа, культуре, обычаях, традициях, кухне. Будут новостные и общественно-политические передачи. Этот проект нам очень дорог. Уверен, что со временем к нам присоединятся и другие организации. Надеемся, что информагенства, и «Кавказская политика» в том числе, будут с нами сотрудничать.
Мы должны понимать, что никто, кроме нас самих, о Кавказе правду не расскажет, тем более наши идеологические противники. Если на других каналах ничего хорошего не говорят, у нас должно быть свое телевидение, где мы сможем показать Кавказ таким, какой он есть на самом деле.
Недавно в Сочи проходил кинофестиваль «Кунаки», где было много хороших авторских фильмов, ни один из них вы не увидите в кинотеатрах или на ТВ, которые в погоне за рейтингами перестали показывать хорошее кино. Доходит до абсурда, автору фильма нужно государственному каналу заплатить большие деньги, чтобы его фильм взяли в ротацию.
Телевидение будет создаваться на материально-технической базе Фонда «Эльбрусоид», но это совместный проект с РКНК. Первое время вещание будет через интернет, но уже сейчас планируется запуск в спутниковом вещании.
- Алий Хасанович, спасибо за уделенное время. Чего бы вы пожелали нашим читателям в Новом Году?
- Прежде всего, у меня есть просьба к «Кавказской политике». Вы затрагиваете много проблемных, болевых вопросов. Это очень важно и нужно. Но вместе с тем хотелось бы, чтобы вы рассказывали о том, что хорошего происходит на Кавказе. Нужно держать баланс, давать и позитивные картины, чтобы была более объективная картина Кавказа и кавказцев. Могу со всей ответственностью сказать, кавказцы устали читать один негатив, хочется видеть и тот позитив, что есть.
«Кавказская политика» стремительно набирает обороты, становится популярной, особенно в кавказской среде. Что не удивительно, ведь ваш портал рассказывает о том, что происходит, ни перед кем не выслуживаясь, а главный редактор, Максим Шевченко – человек, который столько лет отдал справедливой защите Кавказа и кавказцев. Нам нужны такие СМИ. Желаю вашему порталу всяческих успехов и процветания!
Хочу пожелать не только Кавказу, но и всей России, взять четкий курс на развитие, определить общегосударственные цели. Тогда найдется много методов решения задач и тех, кто будет их реализовывать в жизни. Дай Бог, чтобы в будущем году не случалось обострений, а проблемы, которые мы обсуждали сегодня, разрешились!
Мира, здоровья и добра всем читателям вашего, вернее, нашего общекавказского портала!
|